Великий пост

Великий пост
Пост – это неотъемлемая часть жизни каждого верующего христианина. Постились люди как в ветхозаветное время , так и по сей день. Пост для верующего человека - это не просто отказ от какого либо вида продуктов, это состояние души.
Для христиан новозаветного периода, пост в том виде, как он соблюдался в эпоху до рождества Христова, не имел ничего похожего. Во времена первоапостольской церкви крещение преподавали только взрослым людям, которые чётко понимали, в Кого они крестятся. Язычники, принявшие решение связать свою жизнь с Иисусом Христом и Его учением, перед таинством крещения в течение сорока дней постились. Это был период полной переоценки человеком его прошлой жизни. Он должен был, как бы перетряхнуть всю свою душу, покаяться в грехах, которые он сотворил, живя без Бога и принять решение о дальнейшем следовании учению Спасителя. Для этого человек много молился, постился, размышлял. Вот это время – черыредесятница и считается сейчас временем, когда мы идём навстречу Богу. А христиане того периода соблюдали пост в Страстную седьмицу. Это то время, когда Сам Господь идёт навстречу к нам. Поэтому принято считать, что весь Великий пост составляют эти два важных для верующего человека отрезка времени. Таким образом, Великий пост имеет мессианское происхождение. То есть, христиане стали проявлять солидарность с теми, кто готовился к крещению. И в это время христиане молились не столько о себе и своих нуждах, сколько о тех, кто был готов принять водное крещение и о тех, кто жил вокруг них, страдая и мучаясь в мире, не познавшем любви Христа.
Крестили в период ранней церкви не часто, а только несколько дней в году. В основном в Рождество Христово, в Великую субботу перед Пасхой и ещё несколько дней. Вот таков был механизм возникновения постов не только Великого, но и Петрова, Рождественского, Успенского и других. Важно разуметь, что церковные посты это не личный подвиг каждого христианина, это знак нашего единения, нашей тесной связи друг с другом, солидарности и целостности.
Каждый христианин может лично выбрать для себя время поста ( кроме Пасхи) по своему усмотрению. Но ведь намного лучше, если христиане будут поститься вместе, ощущать помощь друг друга, молясь друг за друга.
Пост – это время, когда душа должна встать на страже сердца внутреннего человека. Чтобы не допустить в сердце человека : зло, зависть, распри, ненависть, убийство, злоречие, коварство, развращённость. Человек сосредоточен на Боге, Его заповедях, исполнение которых помогает ему в избежание совершения греховных дел, которые атакуют душу каждого из нас. В это время христианин может проанализировать свою жизнь, понять, кто он – раб Божий или раб греха.
Преподобный Серафим Саровский для таких случаев дал такой совет : «Надо почаще спрашивать себя :Господи, как мне умирать будет?» Как мне умирать будет? А если моя жизнь прервётся, каким я предстану перед Богом? Это постоянно должно беспокоить человека, потому что все мы, каждый в своё время, предстанем перед Творцом.
Великий пост – это время, когда христианин идёт навстречу Пасхе. А Пасха - это наш Христос, распятый за наши грехи и воскресший для нашего оправдания.
Теперь поговорим о воздержании от тяжёлой (белковой ) пищи. По большому счёту Богу не важно, что лежит в тарелке постящегося. Ведь в Евангелие сказано : « не то, что входит в уста человека оскверняет его, а то, что выходит из уст его….» Так для чего нам нужно воздержание от пищи? Человек – это не просто тело и не просто дух, а воплощённый дух. И от того, какой жизнью живёт тело человека, зависит и жизнь души. Преподобный Серафим Саровский так ответил на вопрос о посте : «Телу надо дать понять, что оно тоже виновато». Ведь человек грешит не телом, а своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а душа. И когда душа побуждает тело ко греху, чтобы ослабить это взаимодействие, необходим пост в виде отказа от излишеств в пище и питие. По мысли преподобного в жизни каждого христианина главным является ни пост, ни молитва, ни милостыня, а главное – это стяжание Духа Святого. А всё выше перечисленное является средством для достижения последнего.
Пост – это достижение цели, а если человек не готов к этой цели двигаться, то поститься ему противопоказано.
В Пасхальные дни , в ночь зачитывается Великое Слово Иоанна Златоуста : «постившиеся и не постившиеся, придите все» - для всех это радость. И каждый в эти дни получает соразмерно тем трудам, которые он понёс.